Головка блока цилиндров (сокращенно ГБЦ) — очень важный конструктивный элемент в современных двигателях внутреннего сгорания. В нем расположены камера сгорания и газообменные каналы, по этим каналам топливовоздушная смесь поступает в цилиндр, а выхлопной газ выходит по этим каналам. Головка замыкает масляный контур и рубашку охлаждения двигателя. Кроме того, его также можно использовать в качестве основы для различного оборудования: турбокомпрессоров, свечей зажигания и топливных форсунок.
Условия эксплуатации устройства крайне экстремальные — это химически агрессивная среда и постоянный перегрев, который неизбежно повлияет на систему. Место с наибольшей температурой и давлением — это межклапанный мост. Кроме того, из-за давления рабочей среды и трения деталей на головку блока цилиндров оказывается значительная механическая нагрузка. Поэтому износ головки — естественный процесс при котором требуется ремонт гбц.
ГБЦ работает в экстремальных условиях. Устройство часто подвергается воздействию высоких температур и агрессивных соединений — продуктов сгорания топлива. Любое отклонение от нормы проявится очень быстро.
О неисправности головки блока цилиндров может сигнализировать:
- Стук клапана;
- Эмульсия в картере двигателя;
- Масляные пятна в расширительном бачке;
- Синий выхлоп;
- Белый выхлоп;
- Падение уровня масла или тосола.
Ремонт и обслуживание ГБЦ
К несъемным частям головки блока относятся седла клапанов, которые необходимы для обеспечения герметичности клапанного механизма (газораспределения) и направляющие втулки клапанов. Эти детали запрессованы в картер в головке «горячего» блока цилиндров и заменяются исключительно специальными инструментами и термическим оборудованием. В условиях гаража не рекомендуется заменять седло клапана и направляющую втулку, так как неравномерный нагрев ГБЦ изменит ее геометрию, и поверхность контакта с блоком цилиндров и головкой блока цилиндров придет в негодность, либо необходимы серьезные ремонтные работы.
Ремонт ГБЦ включает:
- Замену направляющих втулок клапанов (при необходимости);
- Правку фасок седел клапанов.
- Выравнивание (фрезерование или шлифование привалочной плоскости (в случае деформации ГБЦ);
- Замену (или технологическую очистку) клапанов;
- Установку новых маслосъемных колпачков;
- Замену распределительного вала, толкателей и т.д.;
После механической обработки из каналов систем смазки и охлаждения должны быть удалены стружка и отложения. Для этого ГБЦ еще раз моют и продувают каналы сжатым воздухом.