Только кнопки «Старт», «Стоп» и маршрутный дисплей, или Когда нас отстранят от управления автомобилем?

Все всерьез

Компания Google недавно представила прототип автомобиля без органов управления. Колесившая с добровольцами на борту по улицам калифорнийского Маунтин-Вью двухместная машинка не имеет ни руля, ни педалей – только кнопки «Старт», «Стоп» и маршрутный дисплей. За движение электромобиля отвечает система с радарными и лазерными датчиками, полагающаяся на карты от Google.

Некоторая аттракционность презентации не должна вводить в заблуждение по поводу серьезности и весомости события. Появление подобного транспортного средства не случайно именно сейчас, когда электромобиль как средство передвижения стал реальностью.

Конструкторы выбирают цель

Машины будущего

Машины будущего

Машины будущего

Вообще, как ни покажется странным, отстранить человека от управления – один из главных векторов в работе любого конструктора автомобилей почти уже лет 90 как. И если до 80-х годов прошлого века образцы самоуправляемой техники выглядели скорее лишь забавными экспериментами, то последние 30 лет инженеры перешли к массовому практическому осуществлению отъема функций у водителя посредством электронных средств. Не всех сразу и не в полном объеме, зачастую только в виде подсказки.

Но вот уже машины не только в подавляющем большинстве лишились третьей педали и следят за микроклиматом в салоне, они уже подруливают, тормозят, трогаются в гору и спускаются с косогора без манипуляций с педалями, подключают и отключают полный привод, стараются не увязнуть в песке, меняют дорожный просвет, следят за техническим состоянием, связываются с ближайшим дилером, подсказывают маршрут, поддерживают направление движения и скорость, паркуются…

Элементами «самостоятельности» авто отличались и раньше. Механическая сущность ранних систем-помощников впечатляла лишь хитроумностью затеи, но никак не эффективностью и не стоимостью. Именно на широком применении в автомобилях электроники основывается масштабный вывод долей управления из круга обязанностей человека за рулем и неотвратимость появления беспилотного транспортного средства.

Отстранить человека от управления? Зачем? 

Машины будущего

Машины будущего

Машины будущего

Машины будущего

Гугловцы – не единственные и не первые, кто всерьез занялся машинами без водителя. К «романтическим» изысканиям студентов и исследовательских институтов в этой области еще в 90-х годах стали подключаться ведущие автопроизводители. В нынешнем десятилетии собственные разработки так называемых driverless car systems имеются у General Motors, Ford, Mercedes-Benz, Volkswagen, Audi, Nissan, Toyota, BMW и Volvo. Всех перечисленных объединяет то, что работы велись на базе существующих моделей с двигателями внутреннего сгорания.

По этому пути шли и в «Гугле», где свои первые наработки испытывали на Audi TT и гибридных Toyota и Lexus. И все это было похоже на попытки понять принципы, основы потенциальной перспективы (причем перспективы весьма отдаленной), пока в Калифорнии не представили этот двухместный электрокар.

В Google особо отмечают, что их проект, прежде всего, направлен на повышение безопасности на дорогах. С этим трудно не согласиться, да и «пиар» проекта с такой позиции выгоднее. Но все-таки есть здесь и другие важные аспекты, предопределяющие появление беспилотной машины в виде компактного электрокара.

Почему именно с появлением электромобилей вероятность скорого отстранения человека от управления транспортной единицей высока? Не только из-за того, что таким образом достигается технологическая однородность потребителей энергии на борту и объединение машин в общую электронную систему управления проще/дешевле. Это, конечно, тоже важно с точки зрения объемности конструкции, ее сложности/стоимости. Но в виде промежуточной ступени прогресса с повышением безопасности справится и автомобиль с обычным ДВС и системой driverless.

Гораздо весомее то, что самому электромобилю просто необходим иной подход по части, называемой комплексной логистикой. Иными словами, ощутимые преимущества использования автономного электротранспорта по сравнению с традиционными автомобилями будут заметны при более высокой оптимизации функционирования.

Как бы оптимистично ни звучали заявления производителей о достижениях в деле увеличения запаса хода и сокращения времени подзарядки электромобилей, решения не столь эффективны. Эффективность вообще выходит здесь на первый план. Только с ее повышением электромобиль (в связке с энергосистемой) станет действительно выгоднее и экологичнее нынешних машин с двигателями внутреннего сгорания. Даже выдающиеся характеристики «Теслы» в реальной эксплуатации тают в разы, уступая обычным «жидкотопливным» аппаратам.

Легковой автомобиль, созданный по основной идее для передвижения, в нынешней сложившейся практике использования большую часть времени… просто стоит, не выполняет никакой работы и бесполезно занимает пространство. А когда он движется, то загружен, как правило, в среднем только процентов на 20 — 30. При более высокой стоимости электромобиля (тоже в разы при сопоставимых габаритах и оснащении) такой же принцип эксплуатации будет расточительнее. Причем чем машина крупнее, тем меньше получается эффективность. Если же прибавить сюда необходимость глобального расширения сети зарядных станций ради приближения их к потребителю, то выгода от электромобилизации представляется делом крайне не скорым.

Отстранить человека от управления – тоже мера эффективности! Посудите сами. Среднестатистический водитель действует совершенно неправильно — как на уровне одной транспортной единицы, так и в масштабах общего трафика. Человек неоптимально выбирает передачи КПП и маневрирует. Он неправильно выбирает маршрут и скорость, не учитывая факторы загруженности дорог, да и просто подвержен настроению, самочувствию, спонтанен… часто нелогичен, в конце концов. Последние из перечисленных качеств могут иногда даже быть плюсом, например, на гоночном треке, но в будничном трафике – явный минус.

Прототип трамвая будущего

Машины будущего

Машины будущего

Машины будущего

Вывод напрашивается сам собой. Электромобиль при технологическом уровне ближайшего будущего (и не ближайшего, если не произойдет нечто действительно революционное в области электроэнергетики) будет полезнее в виде компактного беспилотного средства передвижения, включенного в единую (тут, правда, слово «автономный» в названии проекта несколько теряет смысл) интеллектуальную систему в местах плотной заселенности. То есть, по сути, подобный проект – прототип нового вида городского общественного транспорта, функционально близкого к такси, а по потенциальной массовости перевозок способный подменить многоместные автобусы/троллейбусы. Попутно такой вид перевозок уменьшит сложности перемещений людей с ограничениями по возрасту и состоянию здоровья. Неказистый вид и бедность комплектации Гугл-мобиля – лишь признаки опытного образца. Принцип системы не противоречит ценовой дифференциации поездок по уровню оснащения машины.

Естественно, городские дороги не заполнятся в один прекрасный день электрическими компакт-карами. Интеллектуальной системе еще многому предстоит научиться. Например, карты Google пока не учитывают сезонность и капризы погоды. В дождь и в снег машинка попросту «заблудится». Да и оперативное реагирование на спонтанные решения (забыл выключить утюг!) по изменению маршрута – задача та еще. Поэтому сначала эксплуатация прототипов будет проходить в местах ограниченной вариативности маршрутов: в парках, выставочных комплексах, загородных поселках. Но в потенциале – городской общественный транспорт и доставка грузов (тут преимущества тоже очевидны). С личными машинами сложнее. С одной стороны, в мегаполисах они будут проигрывать по всем показателям, но с другой — не так-то просто человеку отказаться от собственного автомобиля.

А что ждет машины с ДВС, рулем и педалями? Все, тупик? Нет, конечно. 

Во-первых, двигателисты еще не сказали своего последнего слова и вовсю разрабатывают новые высокоэффективные моторы, в которых циклы – нечто среднее между бензиновыми и дизельными.

Во-вторых, ничто пока не заменит ту свободу и эмоции, которые дает традиционный автомобиль. Да, в городе пользоваться таким будет, по большому счету, все тяжелее и неуместнее, а вот путешествовать — наоборот. Да и триалы и гоночные треки бензиновые аппараты уж точно не покинут еще очень долго. Во всяком случае, нечто схожее произошло с лошадьми, когда те перестали играть роль транспорта.

Google

Источник: http://www.monsterauto.ru/avtomobili/start-stop-i-marshrutnyy-displey/