Все всерьез
Компания Google недавно представила прототип автомобиля без органов управления. Колесившая с добровольцами на борту по улицам калифорнийского Маунтин-Вью двухместная машинка не имеет ни руля, ни педалей – только кнопки «Старт», «Стоп» и маршрутный дисплей. За движение электромобиля отвечает система с радарными и лазерными датчиками, полагающаяся на карты от Google.
Некоторая аттракционность презентации не должна вводить в заблуждение по поводу серьезности и весомости события. Появление подобного транспортного средства не случайно именно сейчас, когда электромобиль как средство передвижения стал реальностью.
Конструкторы выбирают цель
Вообще, как ни покажется странным, отстранить человека от управления – один из главных векторов в работе любого конструктора автомобилей почти уже лет 90 как. И если до 80-х годов прошлого века образцы самоуправляемой техники выглядели скорее лишь забавными экспериментами, то последние 30 лет инженеры перешли к массовому практическому осуществлению отъема функций у водителя посредством электронных средств. Не всех сразу и не в полном объеме, зачастую только в виде подсказки.
Но вот уже машины не только в подавляющем большинстве лишились третьей педали и следят за микроклиматом в салоне, они уже подруливают, тормозят, трогаются в гору и спускаются с косогора без манипуляций с педалями, подключают и отключают полный привод, стараются не увязнуть в песке, меняют дорожный просвет, следят за техническим состоянием, связываются с ближайшим дилером, подсказывают маршрут, поддерживают направление движения и скорость, паркуются…
Элементами «самостоятельности» авто отличались и раньше. Механическая сущность ранних систем-помощников впечатляла лишь хитроумностью затеи, но никак не эффективностью и не стоимостью. Именно на широком применении в автомобилях электроники основывается масштабный вывод долей управления из круга обязанностей человека за рулем и неотвратимость появления беспилотного транспортного средства.
Отстранить человека от управления? Зачем?
Гугловцы – не единственные и не первые, кто всерьез занялся машинами без водителя. К «романтическим» изысканиям студентов и исследовательских институтов в этой области еще в 90-х годах стали подключаться ведущие автопроизводители. В нынешнем десятилетии собственные разработки так называемых driverless car systems имеются у General Motors, Ford, Mercedes-Benz, Volkswagen, Audi, Nissan, Toyota, BMW и Volvo. Всех перечисленных объединяет то, что работы велись на базе существующих моделей с двигателями внутреннего сгорания.
По этому пути шли и в «Гугле», где свои первые наработки испытывали на Audi TT и гибридных Toyota и Lexus. И все это было похоже на попытки понять принципы, основы потенциальной перспективы (причем перспективы весьма отдаленной), пока в Калифорнии не представили этот двухместный электрокар.
В Google особо отмечают, что их проект, прежде всего, направлен на повышение безопасности на дорогах. С этим трудно не согласиться, да и «пиар» проекта с такой позиции выгоднее. Но все-таки есть здесь и другие важные аспекты, предопределяющие появление беспилотной машины в виде компактного электрокара.
Почему именно с появлением электромобилей вероятность скорого отстранения человека от управления транспортной единицей высока? Не только из-за того, что таким образом достигается технологическая однородность потребителей энергии на борту и объединение машин в общую электронную систему управления проще/дешевле. Это, конечно, тоже важно с точки зрения объемности конструкции, ее сложности/стоимости. Но в виде промежуточной ступени прогресса с повышением безопасности справится и автомобиль с обычным ДВС и системой driverless.
Гораздо весомее то, что самому электромобилю просто необходим иной подход по части, называемой комплексной логистикой. Иными словами, ощутимые преимущества использования автономного электротранспорта по сравнению с традиционными автомобилями будут заметны при более высокой оптимизации функционирования.
Как бы оптимистично ни звучали заявления производителей о достижениях в деле увеличения запаса хода и сокращения времени подзарядки электромобилей, решения не столь эффективны. Эффективность вообще выходит здесь на первый план. Только с ее повышением электромобиль (в связке с энергосистемой) станет действительно выгоднее и экологичнее нынешних машин с двигателями внутреннего сгорания. Даже выдающиеся характеристики «Теслы» в реальной эксплуатации тают в разы, уступая обычным «жидкотопливным» аппаратам.
Легковой автомобиль, созданный по основной идее для передвижения, в нынешней сложившейся практике использования большую часть времени… просто стоит, не выполняет никакой работы и бесполезно занимает пространство. А когда он движется, то загружен, как правило, в среднем только процентов на 20 — 30. При более высокой стоимости электромобиля (тоже в разы при сопоставимых габаритах и оснащении) такой же принцип эксплуатации будет расточительнее. Причем чем машина крупнее, тем меньше получается эффективность. Если же прибавить сюда необходимость глобального расширения сети зарядных станций ради приближения их к потребителю, то выгода от электромобилизации представляется делом крайне не скорым.
Отстранить человека от управления – тоже мера эффективности! Посудите сами. Среднестатистический водитель действует совершенно неправильно — как на уровне одной транспортной единицы, так и в масштабах общего трафика. Человек неоптимально выбирает передачи КПП и маневрирует. Он неправильно выбирает маршрут и скорость, не учитывая факторы загруженности дорог, да и просто подвержен настроению, самочувствию, спонтанен… часто нелогичен, в конце концов. Последние из перечисленных качеств могут иногда даже быть плюсом, например, на гоночном треке, но в будничном трафике – явный минус.
Прототип трамвая будущего
Вывод напрашивается сам собой. Электромобиль при технологическом уровне ближайшего будущего (и не ближайшего, если не произойдет нечто действительно революционное в области электроэнергетики) будет полезнее в виде компактного беспилотного средства передвижения, включенного в единую (тут, правда, слово «автономный» в названии проекта несколько теряет смысл) интеллектуальную систему в местах плотной заселенности. То есть, по сути, подобный проект – прототип нового вида городского общественного транспорта, функционально близкого к такси, а по потенциальной массовости перевозок способный подменить многоместные автобусы/троллейбусы. Попутно такой вид перевозок уменьшит сложности перемещений людей с ограничениями по возрасту и состоянию здоровья. Неказистый вид и бедность комплектации Гугл-мобиля – лишь признаки опытного образца. Принцип системы не противоречит ценовой дифференциации поездок по уровню оснащения машины.
Естественно, городские дороги не заполнятся в один прекрасный день электрическими компакт-карами. Интеллектуальной системе еще многому предстоит научиться. Например, карты Google пока не учитывают сезонность и капризы погоды. В дождь и в снег машинка попросту «заблудится». Да и оперативное реагирование на спонтанные решения (забыл выключить утюг!) по изменению маршрута – задача та еще. Поэтому сначала эксплуатация прототипов будет проходить в местах ограниченной вариативности маршрутов: в парках, выставочных комплексах, загородных поселках. Но в потенциале – городской общественный транспорт и доставка грузов (тут преимущества тоже очевидны). С личными машинами сложнее. С одной стороны, в мегаполисах они будут проигрывать по всем показателям, но с другой — не так-то просто человеку отказаться от собственного автомобиля.
А что ждет машины с ДВС, рулем и педалями? Все, тупик? Нет, конечно.
Во-первых, двигателисты еще не сказали своего последнего слова и вовсю разрабатывают новые высокоэффективные моторы, в которых циклы – нечто среднее между бензиновыми и дизельными.
Во-вторых, ничто пока не заменит ту свободу и эмоции, которые дает традиционный автомобиль. Да, в городе пользоваться таким будет, по большому счету, все тяжелее и неуместнее, а вот путешествовать — наоборот. Да и триалы и гоночные треки бензиновые аппараты уж точно не покинут еще очень долго. Во всяком случае, нечто схожее произошло с лошадьми, когда те перестали играть роль транспорта.
Источник: http://www.monsterauto.ru/avtomobili/start-stop-i-marshrutnyy-displey/