Кроссовер «ЛАДА Дастер» 2015: возможны варианты

Кроссовер «ЛАДА Дастер» 2015: возможны варианты

Появится ли Duster с шильдиком АВТОВАЗа или российский флгаман представит свою версию B-Cross?

«Мой щенок похож немного на бульдога и на дога…»

Автомобиль, состоящий на 70% из заимствованных компонентов (схема полного привода – от Nissan, интерьер – от Sandero, подвеска – от Logan и т.д.), побил все мыслимые рекорды продаж, утвердившись уже с октября 2012 года в статусе самого популярного внедорожника России. Ну и что, что кроссовер!

Репутация «народного вседорожника» сопутствовала этой модели Renault не только в России, но и всюду, где ценят бюджетные машины, а именно в странах с невысоким уровнем жизни – в Бразилии, Румынии, Колумбии, Индии, Аргентине…

Удивляться не приходится: компания Renault сумела восполнить пробел, который зиял как черная дыра, — во всем мире есть потребность в доступной, удобной и прочной машине 4х4. На развивающихся рынках уже перечисленных выше стран высоко стремление обладать автомобилем, который бы подчеркивал социальный статус (разумеется, принадлежность к среднему классу). В то же время имидж имиджем, а автомобиль на дорогах, подобных нашим, должен быть универсальным и надежным. Чтобы это просчитать, Renault не понадобилось делать открытие: взгляды потенциальных покупателей Duster’a были устремлены на импортные внедорожники, но их цена такова, что и истинно среднему классу джип не по карману.

Простая предпосылка, не так ли? Но какой успех! И без обид: ах, нас приравняли к развивающимся странам и всучили нам дешевую подделку. Во-первых, не такую уж и дешевую, сколько бы об этом ни твердили маркетологи. Во-вторых, европейские потребители тоже проявили к новинке немалый интерес, потому что там тоже нужны вездеходы. И дело не только в цене, а еще и в том, что «паркетник», как бы ни пыжился выглядеть джипом, таковым не является. Так что не все упирается в цену, но и в технические характеристики тоже.

Duster, будучи кроссовером, бесспорно, отвечает требованиям 4х4. Он и выглядит так же: высокий дорожный просвет, широкие колесные арки, намекающие на возможности, подчеркнутая всем экстерьером прочность (приметы всех автомобилей на базе платформы B0 – они спроектированы так, чтобы не разочаровать поклонников бренда в его надежности). Говоря словами одного искушенного в этой теме бизнесмена, «Duster – автомобиль неинтересный, запчасти к нему не понадобятся». Ну и наконец, многие помнят нашумевшую экспертизу Renault по безопасности этого авто (Bosch 8.1 ABS, EBV электронное распределение тормозных усилий и помощи при экстренном торможении).

В Румынии Dacia-Renault, а у нас?

Dacia Duster выпущен на основных рынках бренда весной 2010 года, до России дошагал летом 2012 года. И ему сразу была уготована (не только у нас) востребованность Logan и Sandero.

Завод «Питешти» (Румыния), годовая мощность которого 350 000 автомобилей, производит и другие модели бренда. Тем не менее выпуск Dacia и здесь превзошел самые оптимистичные прогнозы.

В России Duster собирают на заводе «Автофрамос», равно как и еще четыре свои модели (Logan, Sandero, Fluence, хэтчбек Megan). Французы инвестировали в завод в первые два года более 100 млн евро. Недостроенный завод двигателей «Москвича» быстро преобразился: все в соответствии с технологией AIMS (Alliance Industrial Manufacturing System) — системой промышленного производства альянса Renault—Nissan.

Завод, пущенный по-советски досрочно, с началом производства Duster’а быстренько вышел на заявленную мощность – 160 000 автомобилей в год. Как-то сами собой вспоминаются слова лейтенанта Кузнечика из фильма «В бой идут одни «старики»: «Я мог бы, конечно, и больше, но вы, товарищ командир, своим нижним бельем распугали всех немцев…»

Но вот интересная подробность: французы выкупили у Московского правительства завод полностью только в конце 2012 года (к тому времени общая сумма инвестиций подбиралась уже к полумиллиарду евро). Что такое конец уходящего 2012 года? Европа реструктурирует банковские долги, Подмосковье ждет губернаторских выборов, Шойгу сменил на посту министра обороны Сердюкова… Слухи о том, что Renault перенесет сборку Duster’a на АВТОВАЗ, так и остались слухами. «Народный вседорожник» остался в цехах «Автофрамоса».

А что же флагман?

Один из десяти покупателей тратит деньги на покупку новой «Лады» или «уазика», остальные девять приобретают иномарку, пусть даже и собранную у нас.

Никого уже не зажигает дискуссия на тему «Что важнее – продолжать ездить на современном, а не на морально и технически устаревшем автомобиле или сохранить сам бренд?». А нельзя ли то и другое сразу? Сотрудничество с Renault — Nissan такую надежду дает, да и сухой, рационалистичный менеджмент Бу Андерссона, которого коммунисты решили уволить, чтобы сберечь флагман нашего автопрома, пожалуй, тоже. Этим флагман не сбережешь.

Если в экономические планы не вмешается украинский кризис, то доля АВТОВАЗа во всех новых начинаниях составит около четверти сегмента авторынка. Не такие уж и плохие итоги глобализации по сравнению с нынешними вялыми процентами продаж.

Локализация – наше всё

Первый иностранный автопроизводитель появился у нас в 1996 году — с «отверточной» сборки в Калининградской области моделей BMW, GM и KIA. Спустя девять лет последовало знаменитое Постановление №166. Подвергнутое многочисленным поправкам, оно не утратило своей конечной цели: в обмен на беспошлинный ввоз автомобильных компонентов компании должны нам провести глобальную модернизацию существующих мощностей или построить новые производственные площадки. В лучших традициях Госплана названы конкретные цифры. В окончательной редакции они таковы: локализация производства до 60% (сначала речь шла о 30%); создание производства двигателей и трансмиссий; снижение объемов автомобилей, собираемых в режиме «отверточной» (крупноузловой) сборки, до 5%.

Иными словами, постановление №166 не столько установило тарифы на ввоз автокомпонентов, сколько ввело новые правила для промышленной сборки. А так как большинство соглашений истекает в 2014 году, то производители оказываются перед нелегким выбором.

Все встанут и уйдут? Вряд ли. Да, себестоимость производства в России в среднем на 7% выше, чем в Европе (мы – страна с длинной зимой, и цены на энергоносители соответствующие). Но пошлина на ввоз нового легкового автомобиля составляет 30% отпускной цены. А вот если производство организовано в России, то затраты можно снизить до 20%.

Японский Nissаn, которого санкции в отношении России взволнуют гораздо меньше, чем европейских партнеров, собирается вложить в развитие площадки «ИжАвто» в течение трех ближайших лет 10 млрд р. С ним в доле будут АВТОВАЗ и Renault. Две линии, налаженные там, будут выпускать модели на платформе Lada Granta и ее саму тоже. Приплюсуем сюда еще бюджетный Datsun, на который делает ставку Nissan, и Bluebird – проект в соавторстве с Renault. Смысла все перечислять нет: Skoda Yeti, Skoda Octavia, Volkswagen Jetta… Все марки и бренды к нам – то ли в гости, то ли на ПМЖ.

В передовиках локализации

Напомним правила игры согласно постановлению №166: за первые два года – уровень локализации до 10%, еще через полтора года — до 20%, а спустя 4,5 года – на 30% (сюда входят сварка и окраска). 

Производство на «Автофрамосе» в передовиках. Logan и Sandero уже сейчас перешагнули 60%-й барьер. Duster тоже блещет показателями.

Казалось бы, можно и перевести дух. Но нет. Среднестатистический 75,6%-й уровень локализации, о котором заявил по итогам 2013 года зам. министра промышленности и торговли Алексей Рахманов на Российском автомобильном форуме, станет ключевым в успешности автобизнеса в России в 2014 году. 80% – рубеж, который должен быть взят. И именно эта цифра подводит черту под дискуссией о процентном соотношении наших/не наших компонентов в том числе и в Duster’e.

К тому же «Автофрамос», равно как и «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус», и без того в передовиках (более 65% локализации), в отстающих – «Тойота Моторс» и «ПСМА Рус» (менее 20%).

Если сборка двигателей начнется в Тольятти, то и барьер в 80% – не барьер. Что обретет страна, вполне понятно: инвестиции плюс локализация – наше все. Что получит иностранный производитель, тоже понятно: снижение себестоимости и сбереженные километры нервов.

А покупатель? Вполне приличную машину, если, конечно, за качеством будет следить суровый «ликвидатор».

Сохраняя свою ДНК

Тем временем уже представлен Duster 2015 года. Сначала во Франкфурте, только как Dacia для Европы, а потом уж, после некоторых раздумий, – как Duster для России.

Нового не то чтобы много, но кое-что найдется: радиаторная решетка, фары, задние фонарики – все это, конечно, не относится к радикальным изменениям, а носит больше косметический характер. Дизайнеры поработали над шильдиком и над приборной панелью, обивкой кресел, джойстиком на рулевом колесе…

Впрочем, сюрпризы есть. Агрегатироваться новая версия Duster’a будет тремя двигателями: бензиновым (1,6 л, 105 л. с., крутящий момент 148 Нм) и двумя дизельными (оба 1,5 л, но один – 86 л. с., 200 Нм, а другой – 110 л. с., 240 Нм. С 5-, 6-ступенчатой МКП или 4-ступенчатым «автоматом»). И разумеется, с передним или полным приводом на выбор.

О 2-литровом Duster’e уже речи не идет. А жаль! Тому могут быть разные причины: от перераспределения производственной программы (просто определенное количество моторов нужно в других регионах/моделях, к примеру, для того же Nissan Terrano) до подготовки новых ценовых сегментов.

«Мы подчеркнули его направленность 4×4, сохранив при этом все полезные функции. Новый Dacia Duster получает более сильный характер, сохранив свой первоначальный ДНК», – говорит об обновленной версии Дэвид Дюран, руководитель направления Styling компании.

Защита Каро-Канн: белые начинают

Но вернемся к любимому АВТОВАЗу, который не устает нас удивлять и радовать, в том числе и своими заявлениями. Наш флагман все больше и больше напоминает фрау Заурих из «Семнадцати мгновений весны»: «Сегодня я буду играть защиту «Каракана», только вы мне, пожалуйста, не мешайте». Штирлиц нежно любил фрау Заурих, не меньше, кстати, чем мы с вами любим АВТОВАЗ. Ну разве есть у нас другой такой фетиш для национального самобичевания?

АВТОВАЗ намеревается порадовать новинкой B-Cross в 2016-м. В августе нынешнего года детище вряд ли покажут на Московском автосалоне. По одним источникам, новинка будет представлять собой Duster, только с «вазовским» шильдиком (все решили поработать над логотипом бестселлера). По другим – это будет опять-таки Duster, но с измененными бамперами, светотехникой и, возможно, с характерными выштамповками на крыльях (как на концепте X-Ray), возведенными в главную отличительную черту всех моделей «Лада» наступающей эпохи.

Вполне может оказаться, что B-Cross будет только переднеприводным (для разведения потенциальных внутренних соплатформенных конкурентов по разным ценовым категориям), а полноприводные версии будут выпускаться с эмблемами Nissan и Renault (а тут уже кроме цены всплывает еще один интерес – контрольный пакет АВТОВАЗа), но все это не факт.

Пока ясно одно: компоненты у B-Cross будут те же, что и на Duster’e. Пока Renaut владелец этой платформы, в ней ничего для B-Cross менять не будут. Да и АВТОВАЗу на будущее, наверное, интереснее получить доступ к готовому отлаженному продукту, а не перекроенный полуфабрикат. А вот когда появится Duster следующего поколения на другой платформе, а нынешняя перейдет АВТОВАЗу в безраздельное пользование, то тут можно что-то и поменять, если уж очень захочется. Но это – не ближайшее будущее. 

Нужна ли будет эта платформа вазовцам? Достанется ли? В связи с маячащими санкциями много неясных перспектив, в том числе и по сделкам и связанным с ними условиям предоставления платформ, узлов и агрегатов… Одно утешает: новая LADA Granta уже поставлена на поток. Или если и утешает, то не очень?

4×4

Источник: http://www.monsterauto.ru/avtomobili/krossover-lada-daster-2015-vozmozhny-varianty/